ПрограмБанк: Спрашивали — отвечаем

18 Августа 2017

Летом 2017 компания "ПрограмБанк" приняла участие в ряде мероприятий, посвященных переходу микрофинансовых организаций на ЕПС и ОСБУ, на которых мы продемонстрировали специализированную разработку для МФО "ПрограмБанк.КредитМикро".

Участники мероприятий задали большое количество вопросов о возможностях и технологиях работы в программе.
Ответы на наиболее актуальные вопросы мы предлагаем Вашему вниманию.

Общее

Решение «ПрограмБанк.КредитМикро» имеет банковский интерфейс? Значит ли это, что наши дебетовые операции отражаются по кредиту?
В соответствии с отраслевыми стандартами дебетовые операции отражаются по дебету, кредитовые – по кредиту. Да, бухучет по новым отраслевым стандартам для МФО очень похож на банковский, поэтому мы отталкивались от нашего финансового ядра для банков. Но различия в операциях и в учете есть, и решение «ПрограмБанк.КредитМикро» – это специализированное решение для МФО.


Использование различных программ одновременно

Можно ли использовать вашу программу для ведения бухучета, при этом оставаться на своей «старой» программе для выдачи займов? Возможна ли такая интеграция?
Да, такая интеграция допустима. У нас спектр разных технологий интеграции, в первую очередь, мы предоставляем заказчику список необходимых API и, при необходимости, расширяем этот список, а также можем выполнить и «проект интеграции под ключ». В банковских проектах, если это не совсем маленький банк, интеграция, как правило, требуется, и тут у нас накоплен большой опыт.
При этом программа для выдачи займов, которую вы используете, может быть любой. Если с помощью вашей программы вы будете выгружать данные в нашем стандартном описанном формате для интеграции, то интеграцию сделать проще, если нет – сложнее и дороже. Но в любом случае интеграция входит в штатный процесс внедрения нового решения, никаких принципиальных сложностей в ней нет.

А наоборот - можно ли использовать ваш модуль для фронт-офиса, а для бухгалтерии оставить «1С»?
Технически можно, но нам кажется такое решение странным. Именно в бухгалтерском учете по новым стандартам важно соответствие возможностей учетного ядра и требований Банка России, поэтому наше финансовое ядро является оптимальным для микрофинансовых организаций. Но у заказчика могут быть свои приоритеты, технологически такой проект не сложнее использования нашего ПрограмБанк.КредитМикро и вашего фронт-офисного решения.

Операционный день

Если каждый день закрывается операционный день, то, как вносить изменения в предыдущие дни?
Закрытие операционного дня это логическая операция в системе, означающая, что все операции дня проведены в учете и по этим данным можно формировать отчетность. В закрытом дне запрещается исполнение операций, влияющих на бухгалтерский учет. Не обязательно закрывать день в день: можно закрывать сразу месяц или квартал – все зависит от порядка, принятого в организации. Операция закрытия дня не является безоткатной: закрытый день можно заново открыть при наличии соответствующего доступа у пользователя. При этом день может быть открыт для всех, для отдельного пользователя или для группы пользователей. Что логично, возможность выполнения операций и корректировок задним числом у рядового пользователя и у главного бухгалтера разные.
Можно также установить дату, после которой нельзя вообще открывать операционный день, например, если уже сдана годовая отчетность.

Есть ли возможность начисления процентов по всем договорам в целом за месяц?
Да, при закрытии операционного дня происходит массовое начисление процентов по договорам за прошедший месяц. Можно настроить корректировку этих процентов. Как правило, требуется произвести перерасчёт процентов по конкретному договору.

Проверки по требованиям Росфинмониторинга (ПОД/ФТ)

При заведении клиента - юридического лица, производится ли проверка учредителей и генерального директора по списку террористов?
При заведении юридического лица, указанные Вами лица заводятся в анкете нового клиента. В процессе создания анкеты клиента автоматически осуществляется проверка по справочнику террористов.

Ведется ли анкета клиента с датами проверок по перечню террористов?
В каждый момент загрузки справочника террористов происходит проверка по всем клиентам в системе. Даты проверок сохраняются в карточках клиентов.

После проверки по паспортным данным, где сохраняются данные проверки? Можно ли где-то посмотреть историю результатов проверок?
В карточке клиента хранится информация об истории проверок клиента и выявленных ошибках. В любой момент историю проверок можно вывести в виде отчета, осуществить поиск и др. У нас предусмотрена выгрузка отчетов в различные форматы – Excel, pdf, rtf, xml и др. Этот отчет можно использовать как любой файл, можно печатать, можно пересылать внутри нашей системы от одного пользователя к другому.

Кредитные продукты

Можем ли мы сами настраивать кредитные продукты или каждый раз для создания нового кредитного продукта нужно обращаться к вам?
Да, можете самостоятельно создавать продукты, а также изменять существующие. Для этого требуется настройка графика погашения, настройка комиссий и настройка бухгалтерских проводок. Удобнее всего скопировать уже существующий в системе продукт и внести свои изменения.

Отражается ли при открытии договора информация о предыдущих просроченных платежах?
Да, у нас есть отчет по задолженности клиента, как по конкретному договору, так и по всем договорам данного клиента. Во втором случае мы видим общую информацию о просрочках: по основному долгу, процентам, пеням и т.д.

Если срок договора истек, а обязательства не исполнены, начисление процентов продолжается автоматически?
Да, конечно, как и происходит в практике микрофинансовых организаций.

Если по договору процент уплачен не в полном объеме, договор не закроется?
Договора можно закрывать автоматически по закрытию операционного дня, если дата совпадет с плановой датой закрытия договора, остатки по всем счетам нулевые и больше нет плановых движений по этому договору. При этом закрывается и договор, и все счета по нему.
Но если проценты не приняты в полном объеме, то на счетах будут остатки и договор в автоматическом режиме не закроется. Можно закрыть вручную, такая функция у нас реализована, но остаток по счетам все равно будет, и это потребует соответствующего бухгалтерского оформления.

Индивидуальные изменения

Можем ли мы сами в информацию о контрагенте добавлять новые поля? Например, если вводим в работу новый вопрос к клиенту при создании анкеты/договора?
Это можно делать, если вы будете самостоятельно использовать нашу платформу разработки и вносить с ее помощью изменения. Для этого ваши специалисты по ИТ должны обладать определенными знаниями.

Есть ли возможность в рамках одного договора менять процентную ставку по договору?
Да, для этого в договоре, меняется ставка с определенного дня. При этом меняется плановый график погашения, все отчеты и др. Ранее начисленные проценты не меняются, они начислены по ранее действующей процентной ставке. Естественно, если вы можете работать в прошлых операционных днях, то вы можете менять ставку не только с сегодняшней, а и с более ранней даты.

Есть ли возможность корректировки графика вручную (или его составление) без кредитных продуктов?
Кредитный продукт подразумевает не только тарифы, но и шаблоны открытия лицевых счетов и бухгалтерского оформления.
График погашения включает в себя погашение основного долга и процентов с помощью различных схем, например:

    • Аннуитет;
    • Дифференцированная схема, когда равными долями погашается основная сумма;
    • Погашение основной суммы в конце договора;
    • Первые полгода платятся только проценты, а через полгода начинается погашение основной суммы и т.д.

Чаще всего требуется менять график погашения основной задолженности, его легко задать произвольным. Логика погашения процентов определяется при этом кредитным продуктом. Если же ни один из многочисленных алгоритмов автоматического расчета процентов, реализованный в системе, не отвечает условиям заключенного договора, то график погашения процентов можно задавать вручную.

Можем ли мы в договоре установить дату появления события «получение процентов» по этому договору для того чтобы связаться с заемщиком не в дату окончания договора, например, а раньше?
Да, вы можете вносить вручную любые правки в график погашения. Но учитывайте, что в системе осуществляются автоматические проверки. Например, если у вас событие «получение процентов», но вы изменили сумму процентов, и изменённая сумма процентов не соответствует тому, какие проценты должны быть начислены на установленную дату по этому продукту, то в системе автоматически сформируется сообщение об ошибке.
Если же речь идет о нефинансовой операции, как напоминание, о котором вы говорите, то такую дополнительную операцию вставить несложно. Можно вставить как напоминание «позвонить клиенту», так и автоматическую отправку ему SMS о необходимости внести очередной платеж.

Учет займов по новым отраслевым стандартам

В ПО амортизированная стоимость и ЭСП считаются на дату выдачи и на отчетную дату? А учитывается ли автоматически в денежных потоках досрочное погашение?
Если не наступают события, влияющие на планируемые денежные потоки по договору, то ЭСП рассчитывается только при первоначальном признании и не меняется. Если же произошло досрочное погашение, то меняются плановые денежные потоки, и, соответственно, ЭСП пересчитывается в автоматическом порядке. Естественно, это происходит в случае, если ЭСП не отличается существенно от рыночной ставки. Если же рассчитанная ЭСП отличается от рыночной, то для расчета амортизированной стоимости используется рыночная ЭСП.

Где ПрограмБанк.КредитМикро берет рыночные ставки для расчета ЭСП?
Мы предполагаем два источника ставок. Для коммерческих МФО Центральный Банк публикует рыночные ставки по различным категориям займов. На рабочих группах в Банке России нами задавался вопрос о том, что считать ориентиром для рыночных ставок некоммерческих МФО. Банк России предлагает считать средние ставки тех самых некоммерческих МФО по сопоставимым продуктам, например в своем регионе и т.д. При отсутствии таких данных следует ориентироваться на ставки по аналогичным займам, выданным ранее самой организацией.

Отчетность

Формируется ли в программе сводный отчет с заемщиками, номерами договоров, процентными ставками, остатками, начисленными процентами , штрафами, платежами, ПСК и т.д.?
Такой отчет называется кредитный портфель, у нас есть несколько вариантов отчета по кредитному портфелю.

Формируется ли в программе отчет по начисленным процентам на конец календарного месяца?
Да, этот отчет называется процентная ведомость.

При запросе ЦБ есть ли возможность выгрузки расчета полной ставки кредита по графикам?
Да.


Справочная информация

Компания «ПрограмБанк» является основателем рынка банковской автоматизации и работает на этом рынке 28 лет.

Для автоматизации МФО, МКК и КПК компания «ПрограмБанк» предлагает специализированное решение «ПрограмБанк.КредитМикро». В системе автоматизирована вся деятельность микрофинансового учреждения от рассмотрения заявок до формирования финансовой отчетности. Решение «ПрограмБанк.КредитМикро» обеспечивает переход на Единый план счетов и учет в соответствии с ОСБУ Банка России.

Среди клиентов компании: МФК «МигКредит», Югорская региональная микрофинансовая организация, Московской областной фонд развития микрофинансирования, СПАО «Ингосстрах», Банк ВТБ, Дойче банк, НКЦ, Агентство по страхованию вкладов, компании «ВТБ Капитал» и «Ренессанс Капитал», НКО «ЮМани», НКО «Глобал Эксчейндж» и др.

Контактная информация
+7(495) 651-84-84, 651-84-91 
marketing@programbank.ru
Поделиться: 

Мероприятия

 Мероприятие состоялось
Как создать и настроить свое собственное управленческое приложение без программирования

Семинар предназначен для руководителей и сотрудников планово-финансовых отделов, риск-менеджеров, специалистов по отчетности, дата аналитиков и профильных ИТ-специалистов.

 

Расписание мероприятий

   
 
1989-2024 © ПрограмБанк
тел.: +7(495) 651-84-84
info@programbank.ru
Мы в соцсетях: Карта сайта
Политика конфиденциальности