Подготовка отчетности ООО «Дойче Банк»

Аналитическая система «ПрограмБанк.БизнесАнализ»



Отвечаем на вопросы


Илья Плюшкин

Руководитель Управления продаж

+7 (495) 651-84-84

Публикации

 
12.03.2024
Как настраивать собственные модели данных используя только мышь
С уходом западных игроков российский бизнес активно ищет замену привычным финансово-аналитическим инструментам. В ответ на вызов российские разработчики создают и развивают требуемые решения.
26.01.2024
Искусственный интеллект правит бал
На вопросы «Б.О» о том, как идет процесс достижения технологического суверенитета и каковы тенденции в этой области, ответили представители IT-организаций.
26.12.2022
Банки должны знать своего клиента
В основу «ПрограмБанк.KYC» заложены передовые технологии, кроме того необходимо отметить, что продукт реализован на платформе, входящей в Реестр российского ПО.
 

Описание проекта

В 2003 году в головной компании крупнейшего финансового института Германии – Дойче Банк АГ приняли новые правила, касающиеся предоставления отчетности дочерних компаний в соответствии со стандартами US GAAP. Причиной принятия такого решения стала необходимость унификации процессов подготовки разных видов финансовой и управленческой отчетности, сокращения сроков на подготовку отчетности, повышения ее информативности и проверяемости.

Для ООО «Дойче Банк» (Москва) новые правила означали необходимость обработки данных из нескольких информационных систем с целью их интеграции и снабжения атрибутами финансового и управленческого учета по нетривиальным правилам. Поэтому было принято решение создать автоматизированное решение для подготовки новой отчетности.

В декабре 2003 года силами сотрудников ООО «Дойче Банк» (Москва) был проведен анализ предложений лучших отечественных поставщиков аналитических систем. Лучшим в соотношении «эффект-качество» (при жестких ограничениях срока получения заказчиком готового продукта) был признан аналитический комплекс ПрограмБанк.БизнесАнализ производства компании «ПрограмБанк».

В ходе проекта внедрения были поставлены задачи выгрузки данных из всех учетных систем банка, приведения отчетности к плану счетов, принятому в головной компании (Дойче Банк АГ) в соответствии со стандартами US GAAP, обеспечения формирования ежемесячной интегрированной финансово-управленческой отчетности.

Ход и развитие проекта


Работа началась в декабре 2003 года с решения задачи загрузки данных в ПрограмБанк.БизнесАнализ из автоматизированной банковской системы (АБС) иностранного производства, из модуля работы с заработной платой, из системы учета взаиморасчетов между подразделениями, из системы для учета начислений, а также из системы подготовки российской отчетности.

Следующим этапом проекта была разработка автоматизированного решения, позволяющего ежемесячно выполнять трансформацию отчетности с целью приведения ее в соответствие с требованиями стандартов US GAAP и правилами управленческого учета Дойче Банк АГ. Здесь головная компания поставила перед российским представительством жесткие временные рамки: предварительная отчетность за предыдущий месяц необходимо было отослать в головной офис до 3 числа следующего месяца, а окончательную - до 10 числа. Таким образом, к работе программы ПрограмБанк.БизнесАнализ также предъявлялись высокие требования в плане оперативности и надежности. Для обеспечения этой задачи операции загрузки данных и трансформации отчетности были максимально автоматизированы, а для оперативного решения возможных проблем был реализован пакет технологической отчетности, позволяющий быстро находить и устранять причины ситуаций, когда данные из разных учетных систем оказывались несогласованными. Решение задачи состояло из нескольких шагов:

    • Сопоставление плана лицевых счетов из АБС и плана счетов для US GAAP, принятому в головной компании (Дойче Банк АГ). Новые лицевые счета открывались в банке каждый день, поэтому необходимо было реализовать интерфейс для просмотра и сопоставления таких счетов с планом счетов US GAAP. В дальнейшем, для большинства типов счетов были разработаны автоматические или полуавтоматические алгоритмы сопоставления. Для проверки корректности сопоставления были реализованы несколько технологических отчетов, позволяющих проверить полноту привязки и сходимость баланса.

    • Трансляция проводок в план счетов US GAAP. Основной проблемой на этом шаге стали проводки по кредитам и депозитам, которые в основной АБС учитывались на сводных счетах. Стандарты головной организации (Дойче Банк АГ) требовали более детальную отчетность, с разбивкой по срокам и категориям контрагентов. Поэтому необходимо было реализовать перегенерацию проводок учета основной суммы кредитов и депозитов на основе исходных документов, а также валютной переоценки. Кроме того, был реализован интерфейс для ввода дополнительной информации в справочник контрагентов и отчет по проверке заполненности необходимых атрибутов у активных контрагентов.

    • Определение операций со связанными сторонами. Для этих целей из АБС выгружалась информация о контрагентах, и на основе нее определялось, какие операции относятся к связанным сторонам.

    • Учет начислений административных и иных расходов. Согласно стандартам US GAAP, банк ведет учет по методу начислений. Для этих целей в ООО «Дойче банк» внедрена специальная система учета начислений административных и иных расходов. Информация из нее выгружалась в ПрограмБанк.БизнесАнализ и учитывалась при составлении финансовой и управленческой отчетности.

    • Восстановление НДС на счета расходов. Согласно стандартам US GAAP и потребностям управленческого учета, уплаченный и невозмещенный НДС необходимо отражать на тех же статьях, что и облагаемые НДС расходы. Однако, согласно правилам российского учета, действовавшим на тот момент, НДС отражался на отдельных счетах. Поэтому был реализован алгоритм для анализа всех проводок, порождающих НДС, и расчета сумм, подлежащих восстановлению на каждый расходный счет и каждый центр финансовой ответственности. По большей части расходов программа автоматически генерирует корректирующие проводки, но некоторые виды расходов в силу сложного бухгалтерского оформления требовали принятия решений (выбор счета и ЦФУ для восстановления НДС) сотрудниками банка.

    • Ввод дополнительных корректирующих проводок. Был реализован интерфейс для ввода дополнительных корректирующих проводок сотрудниками банка или их загрузки из файла Microsoft Excel. При этом, согласно строгим стандартам Дойче Банк АГ, была реализована система двойного подтверждения вводимых данных: один сотрудник вводит проводку, второй должен ее проверить и утвердить. Был реализован набор отчетов о влиянии корректировок на итоговые финансовые показатели, в частности, реализован расчет трансформационной таблицы.

    • Сопоставление проводок и центров финансового учета (ЦФУ). В силу возможности ошибок операционистов сотрудники отдела контроллинга в банке перепроверяют указанные в бухгалтерских документах ЦФУ, которые могут повлиять на отчетность. Чтобы минимизировать объем данных для проверки, был реализован многоуровневый алгоритм определения ЦФУ, который позволял брать информацию из наиболее достоверного источника. Так, многим лицевым счетам и клиентам банка ЦФУ был сопоставлен однозначно, поэтому для таких счетов/клиентов можно было игнорировать ЦФУ, указанный в проводке, если проводка относится к операциям по кредитам/депозитам, то можно брать ЦФУ, указанный в информации по кредитному/депозитному договору, и т.п. Был реализован набор отчетности, отображающий остатки и обороты, относящиеся к конкретным ЦФУ.

    • Учет дополнительных документов для целей управленческого учета. В рамках этого этапа в управленческую отчетность интегрировалась информация о заработной плате и иных выплатах сотрудникам в разрезе ЦФУ, загруженная из модуля работы с заработной платой. Кроме того, загружалась информация о взаиморасчетах между ЦФУ, которые учитывались в отдельной системе.

    • Каскадное разнесение расходов на центры прибыли. Завершающим этапом в подготовке управленческой отчетности стала реализация разнесения расходов со вспомогательных ЦФУ на основные бизнес-центры, или центры прибыли. Для этих целей использовался стандартный алгоритм каскадного разнесения расходов. Изначально ставки аллокации рассчитывались и утверждались сотрудниками банка вручную, в дальнейшем этот процесс был автоматизирован средствами ПрограмБанк.БизнесАнализ.

    • Собственно получение финансовой и управленческой отчетности. Отчетность была реализована с применением технологии «погружение в данные», которая позволяла одним кликом по значению в том или ином отчете получить подробную информацию о том, из чего оно складывалось, вплоть до уровня конкретных проводок.


    Результаты проекта


Эксплуатация решения была начата в феврале 2004 года. Таким образом, путь от проблемы до работающего решения по автоматизации финансового и управленческого учета и отчетности в российском представительстве Дойче Банка занял всего 2,5 месяца. Безусловно, такие короткие сроки стали следствием высочайшей квалификации сотрудников «Дойче Банк», позволившей значительно сократить время на постановку задачи и внедрение готового решения.

После завершения данного проекта компания «ПрограмБанк» и «Дойче Банк» продолжили сотрудничество. Команда «ПрограмБанка» разработала еще несколько систем, в том числе систему ежедневной оценки значений норматива Н6, систему подготовки отчетности по МСФО по правилам ЦБ, систему для подготовки выписок по VIP-клиентам и др. решения. Стоит отметить, что в процессе, привлекшего общественное внимание, поглощения Дойче Банком Объединенной Финансовой Группы отчетность по этой группе компаний также готовилась с использованием аналитической системы ПрограмБанк.БизнесАнализ, причем срок адаптации решения для новых пользователей был экстремально коротким - всего 1,5 месяца.

Сейчас сотрудники компании «ПрограмБанк» регулярно расширяют функционал аналитической системы, осуществляют доработки и, при необходимости, выполняют консультационную поддержку банковских пользователей непосредственно на территории «Дойче Банка».

Информация о банке



ООО «Дойче Банк». В 2011 году исполнилось 130 лет деятельности Дойче Банка в России. ООО «Дойче Банк» оказывает российским и иностранным, корпоративным и частным клиентам широкий спектр финансовых услуг, включая услуги и консультации в области корпоративного финансирования, торговых операций, услуги в области реализации активов и сопровождения крупных сделок, коммерческие банковские услуги, услуги по управлению крупным частным капиталом. Клиенты банка – ведущие российские и международные компании. Дойче Банк входит в число самых активных операторов рынка государственных ценных бумаг и конкурирует по оборотам с крупнейшими российскими финансовыми институтами. Управление торговых операций Банка активно проводит операции с векселями крупнейших российских эмитентов. Дойче Банк был и остается одним из основных участников денежного рынка и продолжает развивать данное бизнес–направление в интересах своих корпоративных клиентов.

Расписание мероприятий

   
 

Новости

ПрограмБанк продемонстрировал на практике применение Self-Service BI инструментов
На вебинаре была продемонстрирована работа пользователя, который создает и настраивает аналитическое приложение по управлению активами и пассивами при помощи инструментов Self-Service.


Ищем золотую середину в разработке индивидуальных управленческих BI-приложений
Приглашаем руководителей и сотрудников планово-финансовых отделов, специалистов по отчетности, риск-менеджеров, дата-аналитиков и профильных ИТ-специалистов 14 марта в 11:00 на on-line семинар.


ПрограмБанк выступил партнером конференции «АБС Зима 2024»
Компания «ПрограмБанк» предлагает рынку продукты, замещающие решения ушедших поставщиков управленческих прикладных решений, таких как SAS Financial Management, SAР Financial Management, Tableau Software.


 
1989-2024 © ПрограмБанк
тел.: +7(495) 651-84-84
info@programbank.ru
Мы в соцсетях: Карта сайта
Политика конфиденциальности